Близкие отношения с техникой 💎 Я использую призмы для фотосъемки года с 2013. Несколько раз я отказывалась от них и возвращалась снова, одно из последних значимых возвращений - съемка для Антона конца 2021 года. Во время прошлогодней грузинской поездки я нашла пару граненых висюлек на блошином рынке в Тбилиси и закинула их в ближайший карман - с тех пор я всегда беру на съемки разное дополнительное стекло, и в основном это, конечно, не объективы. В последние месяца полтора стало особенно много таких съемок. Я снова с большим энтузиазмом стала исследовать оптические эффекты и учиться ими управлять. Но, чем больше я снимала, тем чаще возникало сомнение: что если я уже подобралась к границе изобразительного потенциала этой техники и начинаю повторяться, еще сама того не замечая? Кое-где я стала осознавать этот автоматизм и отсутствие удовлетворения от процесса и результата. Тогда я остановилась и подумала о ситуации, уловив в ней метафору человеческих отношений. Представьте, что вы повстречали человека и он вас чем-то очень привлек. На какое-то время вы интенсивно погружаетесь в общение, особенно если интерес взаимен, наступает период влюбленности в широком смысле этого слова. Но этот период недолог и подразумевает переход: или углубление связи, или же отдаление вплоть до разрыва. Будучи завороженными новой техникой, мы можем использовать её постоянно, пока не почувствуем, что начали повторяться и не испытываем больше того удивления и чувства новизны, которые были вначале. В этот момент происходит смена отношения. Когда-то я бросила снимать с призмами, т.к. влюбленность в них прошла, стало скучно, и начались самоповторы. Я не знала, что с этим делать. Возвращение к технике спустя годы говорит мне о силе интереса к ней, и доверяя этому влечению, я пробую снова, но в этот раз я хочу пойти дальше, когда влюбленность снова пройдет. Почему за влюбленностью может оказаться пропасть, даже если ее "объект" действительно подходил вам по многим параметрам? Какое-то время наша гормональная система помогает нам оставаться на пике увлеченности, используя в качестве топлива эффект новизны. В этот период мы фактически эксплуатируем привлекательные для нас качества человека, явления или вещи - они как новенькие игрушки, всецело захватывающие нас. Но топливо заканчивается, физиология утихает, необходимо перестроить механизмы совместного бытия. В случае с человеком больший вес начинают приобретать общие ценности и цели, совместные занятия. Прежнее удивление привлекательным чертам остается, но уже не является ведущим. С вещами и явлениями похоже, т.к. снижается первоначальный градус восторженности процессом и результатом, нужно новое "ценностное" топливо, более системный подход к пониманию. Сейчас я начинаю лучше понимать, как в моих руках работает хитрая оптика: призмы позволяют совмещать разные части пространства в одном кадре, напоминая этим технику мультиэкспозиции, хитрые многогранные стёкла - дробить пространство и умножать его объекты, стекла с фигурными гранями и более плавными линиями - плавно искажать объекты. Поначалу я снимала в основном ради проявления этих эффектов: смотрите, как это удивительно! Теперь стараюсь разбираться, где и как использование их уместно и работает на общий замысел. Возможности техники ограниченны - это не человек. Даже там, где мы не можем понять, как она работает (та же нейросеть, пока что), мы все равно ощущаем ее предельность и видим, как и где она повторяет саму себя. Но можно отвести технике ту роль, в которой наш контакт с ней не будет простой эксплуатацией красивого эффекта. А именно роль помощника, способного вносить избирательный, осмысленный и уникальный вклад в наше творчество. Выходит, носить в кармане горстку цветного стекла и парочку призм из набора для физических опытов - не значит постоянно пускать их в дело и пытаться придать натянутой оригинальности проходным кадрам. Мы же не добавляем перец, анис, куркуму, зиру и сахар во все блюда подряд. Так и оптические посредники становятся специями, усилителями взгляда. Ладно, все-таки больше чем просто специями. И вот что я считаю важным. Периоду осмысленной близости с человеком или арт-практикой часто предшествует влюбленность: экспериментальная, захватывающая, удивляющая. И она проходит, а вместе с ней прерывается и сам контакт, сама практика. Не трансформируется во что-то большее, не разворачивается в полную силу. Чтобы избежать сценария "наиграться и бросить", стоит преодолеть подступающую скуку и раздражение от возникающих повторов и заглянуть глубже: как моя творческая интенция соотносится с этой практикой, что этот конкретный подход значит для меня и дает мне, как мне быть с ним долгосрочно, если он мне все-таки важен? Я уверена, что есть такие любимые техники и практики, с которыми, как с близкими людьми, захочется построить здоровый и творческий контакт.