О форме диалога: диптих как особая фотопрактика
У меня есть очень любимая, но подзаброшенная в последний год техника работы с фотографиями. Она возникла в 2017 году, когда фактически начался мой трехлетний перерыв в серьезных съемках - я отложила камеру и изредка снимала на телефон, потому что руки помнили и немного чесались. Сначала эти снимки оседали в телефоне, а потом я завела себе аккаунт в одной картиночной соцсети и стала публиковать лоуфай-карточки там. Очень часто они казались мне скучными, и я думала, что бы еще сделать с ними, как их покрутить.
И вот мне попалось приложение для создания коллажей. В нем можно было создавать квадратики из 2-4 изображений по выбранной разметке, обрабатывать и публиковать напрямую в соцсеть. Но главное - оно позволяло смотреть всю галерею снимков в виде бесконечной ленты прямо в режиме создания коллажей.
Получалось так: я заходила в приложение, выбирала какой-нибудь кадр, он по умолчанию вставал в верхнюю половинку диптиха, а нижнюю я подбирала к нему, листая галерею в этаком потоке свободных ассоциаций. Эта техника стала способом иначе посмотреть на снимки любой давности, получить неожиданные сочетания и переосмыслить способы работы с архивом изображений. Иной раз к фотографиям иронично монтировались скриншоты, технические иллюстрации и поздравительные открытки из мессенджеров. Эта техника и практика стала способом не забросить фотографию насовсем.
Вообще, я когда-то уже задумывалась о том, как с изобразительной точки зрения работает диптих, и теперь эти соображения обрели новую практическую жизнь. Чаще всего я создавала диптихи по принципу визуальной метафоры и синонимичности разных кадров, особенно когда казались похожими принципиально разные объекты, а также любила делать непрерывные композиции, когда один кадр незаметно и иллюзорно перетекал в другой. В общей сложности я делала диптихи с 2017 по 2022 год с разной степенью интенсивности.
Я смотрела свой архив и наблюдала за тем, как техника коллажа переставала быть способом улучшить стремные снимки и становилась довольно богатым и осознанным инструментом, создающим интересные высказывания из вполне самостоятельных фотографий, эволюционировала. Смотрела и думала, что нужно к ней вернуться, т.к. я сделала много открытий и очень любила ее на сугубо повседневном уровне.
Здесь я никогда не публиковала свои диптихи, начну знакомство вот с этих четырех картинок, сделанных в 2022 году. Потихоньку буду показывать еще, а потом, надеюсь, стану делать новые.